ПОПЕЧИТЕЛИ В РОССИИ БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ…
Общественные законы так же,
как и христианские, требуют любви, радости,
согласия, долготерпения, кротости, доброты
и всего, что составляет любовь ближнего.
Апостол Павел
Для некоторых представителей промышленников, государственных деятелей, княжеских, дворянских и купеческих родов благотворительность служила способом как поддержания своего престижа и фамильной репутации, так и реализации духовных потребностей. К таким фамилиям можно отнести представителей династий Шереметевых, Голицыных, Демидовых, Солдатенковых, Солодовниковых, Морозовых, Рахманиных, Рябушинских, Шелапутиных и других. Значительную роль в становлении и развитии благотворительной системы России сыграла династия Романовых, многие члены царствовавшего дома вошли в историю России как великие благотворители.
Морозовы были одной из немногих семей, вышедших из старообрядческой среды. Там уже к началу XX века насчитывалось пять поколений, одинаково активно принимавших участие в промышленной, общественной, культурной и благотворительной деятельности. Диапазон деятельности их был чрезвычайно велик. Он охватывал и “Русские ведомости”, и философское московское общество, и Художественный театр, и музей французской живописи и клиники на Девичьем поле.
Панина Софья Владимировна (1871 – 1957) посвятила благотворительным целям всю свою жизнь. На ее средства построен Лиговский народный дом, она являлась председателем “Общества для пособия учащимся в городских народных училищах” и “Общества дешевых помещений для женщин, ищущих работы”, была членом “Российского общества защиты женщин”. В 1915 г. организовала биржу труда.
Константин Васильевич Рукавишников, – крупный общественный деятель конца XIX века и известный благотворитель. Его семьей были созданы приюты для малолетних и ремесленная школа в Нижнем Новгороде.
Рябушинский Николай Павлович (1877 – 1951), меценат, издатель художественного ежемесячного и литературно – критического журнала “Золотое руно” (1906 – 1909), где печатались видные русские символисты: В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Белый и др. Его брат Павел Павлович (1871 – 1924), тоже меценат, издатель газеты “Утро России”, председатель Московского военно-промышленного комитета.
Солдатенковы происходили из крестьян, Кузьма Терентьевич (1818 – 1901) собрал большую библиотеку и множество ценных картин, которые завещал Румянцевскому музею, был также известным издателем.
Строгановы — выходцы из поморских крестьян, интересовались искусством, литературой, историей, археологией, имели богатые библиотеки, коллекции картин, произведения прикладного искусства. Аника Строганов (1497 – 1570) был основателем одной из первых библиотек в России.
Братья Третьяковы прославились тем, что собирали художественные ценности, которые были переданы в дар Московской государственной Думе. Позже они стали первыми экспонатами Третьяковской галереи.
Хлудовы занимались устройством благотворительных учреждений. Ими были созданы: богадельня имени Г.И, Хлудова, палаты для неизлечимо больных женщин в Москве, бесплатные квартиры им. П.Д. Хлудовой, Г.И. Хлудова, Константина и Елены Прохоровых; детская больница им. М.А. Хлудовой. Имелась Хлудовская библиотека рукописей и старопечатных книг при Никольском монастыре.
Чертков Александр Дмитриевич (1789 – 1858), археолог и историк, имел библиотеку в 8800 книг, которая пополнялась постоянно и в 1873 г. была передана в Московский исторический музей.
Шелапутины — были очень богатыми людьми и имели звание коммерций советников. За пожертвование “минерального кабинета в пользу Московской медико-хирургической академии” Прокофий Дмитриевич получил диплом на дворянское звание и был награжден орденом, а Павел Григорьевич построил Гинекологический институт имени Григория Шелапутина и ремесленное училище имени Анатолия Шелапутина.
При строительстве Астраханского Кремля особые хлопоты по строительству новой колокольни взял на себя астраханский епископ Никифор Феотокис. Он поддержал предложение купца, также грека, Ивана Варвация – пожертвовать деньги для строительства колокольни. Построенная в 1869-1813 г.г. по проекту архитектора Луиджи Руска, она увековечила имя мецената, получив название Варвациевской.
В 1978 г. на кремлевском дворе обнаружили засыпанную мраморную плиту. Перевернули ее и увидели тексты на греческом и русских языках. Оба они гласили: “Сооружена сия соборная колокольня каменным строением по усердию и иждивением астраханского жителя господина надворного советника и кавалера Ивана Андреевича Варвация, родом грека с острова Псара, что в Архипелаге, на Эгейском море. На плите также указывалось, что колокольня заложена 12 августа 1809 года.
Свое имя Иван Варваций увековечил еще и строительством астраханского канала. Вот что пишет в своем дневнике об этом строении, побывавший в Астрахани известный поэт Тарас Шевченко: “Вышел я на набережную Канала, здесь это — английская набережная в нравственном отношении, а в физическом — деревянная, дощатая. Канал сам по себе дрянь. Но как произведение частного лица гигантское, капитальное. Я не мог добиться времени его построения, узнал только, что он построен на кошт некого богатого грека Варваци. Честь и слава покойному Эллину!”
Не было бы без доброй воли горожан и Троицкого монастыря. Троицкий собор отремонтировали и иконостас вызолотили на средства купца И.Л. Абезьянина. В 1894 г. купол внутри главного алтаря Троицкого собора расписали священными изображениями и выкрасили масляной краской. В 1895 г. трехъярусный иконостас в соборе вновь позолотили- астраханский купец Василий Смирнов потратил на это 5700 рублей. Но в 1930 г. позолоту особым способом смыли, а иконы уничтожили. О чем “в присутствии представителя Московского хозяйственного отдела ГПУ тов. Бриллиантова” был составлен акт.
В ряду памятников архитектуры, сохранившихся на территории Астраханской области, одним из наиболее интересных сооружений этого рода представляется единственный дошедший до наших дней каменный калмыцкий храм — хурул в 100 км от Астрахани. Калмыцкий хурул расположен в с. Речное (бывшая Тюменевка), в местах старинных калмыцких кочевий. Строительство храма связано с родовой историей владельцев Хошеутовского улуса (уезда), на земле которого он был воздвигнут.
Существующий в настоящее время каменный калмыцкий храм входит в комплекс монастырских построек, возведенных по инициативе нойона улуса Серебджаба Тюменя – героя Отечественной войны 1812 года, широко образованного человека. Хурул был заложен на берегу р. Волги в 1814 году – посвящался Будде в благодарность за счастливое возвращение калмыцких полков, воевавших в составе русской армии.
Проект хурула разработан братом Серебджаба – Батур-Убаши-Тюменем, известным исследователем истории калмыцкого народа, при консультации монаха Гован-Чомбе.
Строительные работы осуществлялись на добровольные пожертвования калмыцкого народа.
В Царицыне первые упоминания о благотворительности относятся к 1730 году. В городе имелось четверо “шпиталей” (госпиталей) для мужчин и женщин, находившиеся при церквах. Имеются сведения о вкладе частных лиц на строительство в Царицыне храмов с 1868 года.
С конца XIX века в Царицыне образуются различные благотворительные общественные организации. С 1905 года разработан Устав общества вспомоществования нуждающихся учащихся с целью попечения о “недостаточных” учащихся во всех местных городских начальных мужских и женских учебных заведениях. Помощь выражалась в оплате взносов за учение, в бесплатной выдаче книг, учебных пособий, в устройстве общежитий, в обеспечении одеждой и квартирами, в снабжении бедных больных медицинскими пособиями.
Участвовали в благотворительных делах различные частные общества и товарищества. По постановлению Царицынской думы в 1913 году разрешалось частным лицам образовывать фонды капиталов, носившие имена учредителей, которые направлялись на благотворительные нужды. Так на учреждение стипендии при первом женском начальном училище образован капитал имени А.И. Покровского, на содержание бедных больных в Александровской больнице им. В.И. Киреева, на нужды приюта “Ясли” – им. А.А. Штыковой, на улучшение пищи питомцев приюта мальчиков – капитал им. А.Н. Серебрякова, на постройку городского дома призрения – капитал им. З. М. Игнатова и др. Всего в 1913 году образовано 26 таких фондов.
На балансе Царицынской городской Управы в 1913 году числился приют для мальчиков.
В 1914 году в Царицыне образуются различные благотворительные общества по призрению и попечению детей воинов, пострадавших от войны. Только за январь 1917 года берут начало несколько благотворительных событий в Царицыне. Так Совет Царицынского общества по призрению и попечению детей (председатель И. Пятаков) устраивал спектакли для раненых в лазаретах, организовывал лотереи – аллегри, доходы от которых шли в помощь нуждающимся детям.
Редакция “Царицынского Вестника” в январе 1917 года на собранные пожертвования отправила в действующую армию музыкальные инструменты, махорку, курительную бумагу, продукты.
В доме председателя общества “Охраны материнства и младенчества” Н.С. Розанова был открыт приют на 25 детей. Представители благотворительных обществ встречали и размещали раненых по лазаретам. Жертвовали на нужды войны учащиеся и учителя, состоятельные люди, различные общества, церковь.
Волгоградские энтузиасты – историки, нефтяники, краеведы прилагают немалые усилия к тому, чтобы восстановить в памяти заслуги и отдать дань уважения великим шведским изобретателям и промышленникам семье Нобелей.
Альфред Нобель был обладателем 355 патентов, на основе которых организовал 90 компаний и предприятий в 20 странах мира на всех пяти континентах. Роберт и Людвиг со временем внедрились в нефтяное дело. Основанное ими в 1879 году “Товарищество нефтяного производства братьев Нобель” за 40 лет деятельности в России добилось лидирующего положения среди европейских нефтяных компаний. Деятельность Товарищества за эти годы плодотворно отразилась на развитии промышленного узла в Царицыне.
Большое значение Нобели придавали решению социальных вопросов. Они строили для своих рабочих жилье, столовые, игровые помещения, библиотеки, при этом квартплата была мизерная. Ими была введена фирменная система здравоохранения, предусматривавшая больницы, фельдшерские пункты, дома отдыха, бесплатные лекарства, установлены пожизненные пенсии инвалидам и семьям погибших. Нобели оказывали также содействие развитию образования среди сотрудников, устраивали курсы для рабочих и их детей. Нобелевский городок в Царицыне заметно отличался от остальной части города. Здесь было все необходимое для нормальной работы и жизнедеятельности рабочего человека. Кроме всего прочего, в городке функционировали водопровод, телефон, энергоснабжение.
История Нобелей и их предприятия – это прекраснейший пример для подражания в использовании западных “мозгов” и капиталов на трудном этапе возрождения экономики России.
НАРОДНЫЕ ОПЕКУНЫ
Наследие — общенациональное достояние, которое, практически осталось бесхозным.
В развитых странах национальное достояние находится под опекой государства. Справедливости ради, надо заметить, что и население многих стран вносит ощутимый вклад в дело сохранения Наследия, как непосредственным безвозмездным участием в программах правительств, так и своими сбережениями. Например, в Великобритании опекой над национальным достоянием занимается общественная организация “NATIONAL TRUST”, объединяющая 2,5 миллиона англичан.
Аналогичная организация — это общественное движение в форме Делового Клуба “Попечительская Коллегия”— возрождается и у нас в Нижнем Поволжье.
Забота о Наследии должна стать общенародным делом, это поняли уже все прогрессивные люди. Нужны Меценаты, кому не безразлично, что они оставят своим потомкам, сохранит ли народная память их значимые для общества дела и доброе имя.
Межрегиональной общественной организацией “Попечительская Коллегия” (МОО ПК) были присуждены звания и выданы Дипломы Народного Опекуна за личный вклад в выявление, сохранение, общественную реабилитацию и рациональное использование природного, исторического и культурного Наследия Нижнего Поволжья и воспитание бережного отношения к Наследию. О них Вы прочитаете ниже.
Марков Александр Сергеевич
Летописец Астраханского края
Интерес к истории родного края — абсолютно естественная потребность, особенно, когда речь идет об одном из старейших городов Нижней Волги, в котором переплавлялись культуры, веяния, нации и народности. Как село не стоит без праведника, а храм без своего блаженного, так и Астрахань невозможно представить без энтузиаста-краеведа Александра Сергеевича Маркова, одного из тех исследователей, кто всю свою жизнь посвятил изучению увлекательнейшей истории родного края.
В 1962 году издает свою первую книгу – повесть “Восставший город”, в 1965 году выходит сборник рассказов об истории края “Мозаика”, затем книга “Тайный советник”.
Александр Сергеевич Марков — автор более 30 историко-краеведческих книг. Его кропотливая деятельность сродни делу кладоискателя. Он по крупицам собирал забытые факты, открывая их заново. Благодаря его книгам и публикациям историю Астраханского края знают далеко за его пределами.
Марков Александр Сергеевич – писатель-краевед, член Союза писателей СССР, Почетный гражданин г. Астрахани.
Карл Ойген Лангерфельд
Фамилия Лангерфельд в переводе с немецкого означает долгое (длинное) поле. “Длинное поле” и в прямом и в переносном смысле очень подходит к этой знаменитой сарептской фамилии. Длинное поле — это и земельные владения, которые обрабатывались с целью получения нового и хорошего урожая, это и поле деятельности научной мысли, и духовное поле деятельности.
Карл – Ойген Лангерфельд – сегодняшний представитель по мужской линии родился в 1942 году в столице Суринама – Парамарибо (Южная Америка), где его родители занимались миссионерской деятельностью по заданию Гернгутской Братской Общины. Он относится к седьмому поколению династии, если начать отсчёт от того Лангерфельда, который был среди основателей Сарепты.
Карл О. Лангерфельд живет сегодня в городе Ниски (Германия), что рядом с городом Гернгут — колыбелью обновленной Братской Общины, которой он посвятил себя с детства. После окончания средней школы он работал медбратом в церковной больнице и учился на священника, потом работал Пастором в Кирхе своего города и все время занимался научной деятельностью и историей Братской Общины.
Судьба свела его с сегодняшней Сарептой, и он впервые посетил в 1989 году родовое гнездо своих предков. С тех пор он стал другом и опекуном Сарепты. Это благодаря ему ежегодно пополняются музейные архивы Сареты, он организовал финансирование деловых поездок в Германию музейных работников, познавательных поездок сарептских детей. Он прислал в помощь Сарепте при ремонте кирхи немецких студентов.
Благодаря ему Сарепта обзавелась собственной типографией и несколько раз получала гуманитарную помощь из Германии. Карл О. Лангерфельд, как эмиссар Сарепты, налаживает связи музея с зарубежными организациями и частными лицами.
Отец и дед К. О. .Лангерфельда никогда не бывали в Сарепте, а вот четвертый представитель династии — Хайнрих Ойген Лангерфельд родился в Сарепте в 1835 году, хотя свою жизнь и миссионерскую деятельность провёл в Америке.
Третье поколение Лангерфельдов оставило наибольший след в истории Сарепты. Франц Лангерфельд после женитьбы получил в 1831 году аптеку от своего тестя – сарептского аптекаря Яна и стал третьим сарептским аптекарем с момента основания Сарепты.
За свою жизнь Франц Х. Лангерфельд успел построить сахарный завод в Сарепте, основать производство бальзама, открыть химическую дистилляционную лабораторию. Его аптека считалась одной из лучших аптек губернии.
Магазин Франца Лангерфельда поставлял всем известный Сарептский Бальзам, эфирное горчичное масло и другие продукты дистилляции превосходного качества.
Ещё один представитель фамилии Лангерфельд – Йоганн Хайнрих родился в 1772 году в Сарепте, в 1817 году он занял должность Председателя Сарептской Общины и жил в Сарепте до самой своей смерти.
Попов Петр Павлович
Дата основания музея-заповедника Старая Сарепта 11.09.1990 г. Основателем является Попов Петр Павлович.
В XVIII в. став укрепленным форпостом на юге России, колония Старая Сарепта постепенно превратилась в один из промышленных, торговых, научных и культурных центров Нижнего Поволжья. Здесь получили развитие горчичное, табачное, ткацкое и др. производства. Ученые-колонисты добились больших достижений в области медицины, физики, химии, исторических и естественных наук.
Основанная немцами в 1765 г. как религиозная миссия среди калмыков, Старая Сарепта сегодня стала крупнейшим музейным комплексом Нижнего Поволжья. Музей – заповедник Старая Сарепта – единственный сохранившийся в России историко-архитектурный комплекс XVIII – XX вв., связанный с созданием колонии братьев Гернгутеров -Моравских. Колония, её планировка и воплощение в строительстве – попытка создания на земле Эдема – “града небесного”.
Центром пяти культур называют Сарепту — маленький городок внутри миллионного Волгограда. На протяжении веков немцы, русские, украинцы, калмыки и татары внесли свой вклад в развитие Сарепты и все это отражено в ее музейных экспонатах. Сейчас при музее-заповеднике существует пять культурных центров: немецкий, татарский, калмыцкий, украинский и русский. Они занимаются изучением и возрождением национальных традиций и языков.
За свою историю Сарепта дала миру не мало выдающихся ученых, пережила триумф (в архитектуре, в культуре, в производстве товаров) и падение в военный и послевоенный периоды. Сарепта возрождается и благодаря энтузиастам, народным попечителям над историческим и культурным Наследием.
Сегодня это прекрасный уголок России и Волгограда, который с интересом посещают и волгоградцы и многочисленные гости, есть и немалая заслуга крупного общественного деятеля и неординарного Человека — Петра Павловича Попова.
Иван Петрович Дударев
Вся Россия знает наш Волго-Донской канал, который сделал Волгоград «портом пяти морей». Так вот неповторимый облик нашего канала создал этот удивительный человек.
Но как всякому увлеченному человеку, этого ему показалось мало, и он создал в буквальном смысле Сад трех континентов. На земле, на которой никогда ничего не росло, на Сталинградской земле, которая встретила его жаркими суховеями: песок забивал глаза, скрипел на зубах. На земле, о которой некогда писал академик Докучаев “Весь перешеек между Волгой и Доном от Калача до Царицына представляет однообразную картину: местность ровная безводная, сухая, перерезанная кое-где неглубокими балками, стены которых обнажают красноватую глину, иногда с выцветами солей, тонкая буровато-серая почва едва отличается от грунта. Растительность – редкий ковыль и приземистая полынь едва прикрывает степь”.
Вот на этой земле и сделал немыслимое дендролог Дударев – насадил свой сад . Нет не сразу, но, год за годом, работая старшим инспектором по озеленению канала, он пришел к мысли, что “ассортимент культур, предусмотренный соответствующим планом, не может быть достаточным для того, чтобы украсить собой такое уникальное сооружение, как Волго- Дон”.
Ивану Дудареву выделили участок в 3,5 гектара. Но это была даже не описываемая Докучаевым тощая земля, это были Сарпинские тяжелые глины, поднятые с глубины 5-6 метров при рытье канала. Академия наук СССР отнесла эти насыпные грунты к группе биологически мертвых, непригодных для лесоразведения…
Жив еще дендрарий только благодаря Ивану Петровичу. Идя по осеннему лесу разноцветные листья мягко осыпаются на плечи и оседают под ногами шуршащим ковром. Воздух чист необыкновенно, свеж до одури. И – тишина! Ее прерывает только негромкий голос: “ Это кампсис крупноцветный, а это туя западная…
У нас более тридцати видов и сортов сирени… А черного ореха мы набрали пять ведер!”
На участке с насыпным грунтом, едва пригодном для лесоразведения, собрано более 600 видов растений, чья родина – в Европе, Азии и Северной Америке. Около 300 видов растений относятся к ценным лекарственным культурам, более 25 видов занесены в Красную книгу. Ведется активная исследовательская работа, гости из России и других стран привозят новые интересные растения.
На главном садовнике Иване Петровиче Дудареве держится дендросад, да на энтузиазме его помощников. Зарплата у садовников, как стипендия у студентов, средства выручают о продажи саженцев да от экскурсий. Ребята выручают их школ….
“Я создал этот дендрарий, для меня он – моя жизнь. Но как будто это только мне нужно…” – недоумевает Иван Петрович и огорченно добавляет: “Если я брошу, вся работа пойдет насмарку. Все растащат, разволокут…”
Было и такое, когда явились представители комитета по благоустройству Красноармейского района, с условием, здесь расставить скамеечки, карусели… И это – на территории государственного памятника природы, в научно-исследовательском центре!
А еще воруют. “Любители природы” под покровом темноты выкапывают особо ценные растения, или последний инвентарь унесут…
Прекрасный лес Краснооармейского района, где только привычный едкий дым заводских труб… Дендрарий пока жив….
Иван Петрович Дударев превратил нашу степь в цветущий парк и обжигающие суховеи отступили!
Вениамин Александрович Апраксин
Житель хутора Ольховского Вениамин Александрович Апраксин — казак, патриот своего родного края, прирожденный краевед. Разносторонность его интересов поражает. Не имея даже среднего образования, он владеет грамотным красочным языком, словарный запас его богат и разнообразен. Более тридцати лет он стоит на страже природного исторического и культурного наследия своего края.
Вениамин Апраксин готов в любое время участвовать в археологических раскопках, разгадывать археологические и исторические загадки, дотошно расспрашивать всех, кто может ему помочь найти ответы на интересующие его вопросы. В его домашнем музее сконцентрировалась история Хоперского края многих тысячелетий.
Он считает очень важным сохранить голос истории, обычаи и традиции предков, и поэтому глубоко озабочен тем, что многие предметы старины безвозвратно утеряны, поломаны, исчезли без следа. Кроме исторических экспонатов в доме Апраксина много его рукописей — плодов тридцатилетнего труда.
В список его рукописей, с которыми весьма интересно и полезно будет ознакомиться жителям всего Нижнего Поволжья, прежде всего, казакам, краеведам, ученым, молодежи, входят описания памятников хоперской старины, тайн древних курганов и истории казачества. Особую привлекательность представляют собранные казачьи байки, народные приметы, наговоры, пословицы и поговорки, сочные и яркие выражения, бытующие в его родных краях, казачьи песни, частушки.
Есть в его собрании и казачий дореволюционный юмор, и повествования об умирающей станице Федосеевской, и описание стоянки эпохи бронзы и хроника Поповской Вознесенской церкви и многие другие краеведческие записи.
Вениамина Александровича Апраксина знают волгоградские археологи всех поколений, он переписывается со многими российскими учеными. Он один из признанных пока народных попечителей над Наследием Волгоградской области — Опекун родной истории. И за этот свой кропотливый, можно сказать титанический труд, ему присуждено звание «Народный опекун».
Глаголева Наталья Григорьевна
Наталья Глаголева, лауреат нескольких международных конкурсов, хранительница частного дома-музея «Берегиня» завоевала любовь и признание не только в России, но и за ее пределами. На выставках представлялись лучшие работы из коллекций автора. Прежде всего, это куклы: большие и маленькие, разноцветные и однотонные, шитые и вязанные, а также сделанные без иглы и узелков. Все куклы-обереги неповторимы как по своему внешнему виду, так и по предназначению. Кроме того, автор представила уникальные коллекции национальных костюмов, лоскутных одеял.
Наталья Григорьевна была не только заботливой женой и матерью, хранительницей домашнего очага, ее энергии хватало еще на множество нужных и полезных дел. Она – художница, собирательница старины, хранительница славянской народной культуры, традиций и обычаев, основательница частного музея в обычной 3-комнатной квартире, участница российских и международных фестивалей национальных культур.
Глаголева Наталья Григорьевна была активным и творческим человеком, всегда стремилась своими знаниями, опытом, творчеством поделиться со всеми, кто интересуется культурными традициями своего края, своей страны, своего народа.
Многие жители Волгограда и других городов России, и даже зарубежных стран, побывали на ее персональных выставках, праздниках с ее участием, лекциях, семинарах, встречах, мастер-классах.
Всегда статная, необыкновенно красивая, в русском народном костюме, Наталья Григорьевна была «изюминкой» любого праздника.
Почти десять лет крепкой дружбы и сотрудничества связывали Нину Уланову, руководителя фонда “Наследие” имени Номто Очирова, и директора частного дома-музея “Берегиня” из Волгограда Наталью Глаголеву. Общие устремления свели неутомимого энтузиаста, хранителя традиций калмыцкого народа с волгоградской мастерицей. Наталья Григорьевна всегда была желанной гостьей в степной столице. В Элисте была представлена ее авторская выставка славянского быта и культуры, которая вызвала очень большой интерес посетителей к предметам “старины глубокой”. Сарафаны, кокошники, кухонная утварь, прялка — все эти экспонаты большинству наших современников в диковинку. Маленький славянский уголок органично дополнил экспозиции республиканского краеведческого музея.
Кукла «Берегиня» должна быть с пустым лицом. У нее нет глаз,
а это значит, что она не подвержена вселению злых духов.
Явно выраженная грудь – олицетворение материнства.
Мы все вскормлены грудью матери. Это достаток,
прибыль, плодородие. Как земля наша матушка способна
из зерна вырастить колос, так и женщина способна родить
и выкормить потомство.
А сшита она из разноцветных лоскутов ткани, потому что
жизнь наша ценится своим многообразием.
Это – весенний звон ручьев и знойный аромат лета, хруст искристого снега и золото листопада.
Такая кукла помещалась в доме над кроватью, а когда случалось несчастье, то брали эту куклу-оберег и поворачивали по солнцу три раза со словами: «Отвернись злом, повернись добром» после чего возвращали на место.
Уланова Нина Санджарыковна
Уланова Нина Санджариковна, председатель Фонда им. Номто Очирова “Наследие”. Родилась в Сталинграде в Красноармейском районе, в селе Червленое. В 1941 году была эвакуирована в Куйбышевскую область, в 1943г. семья вернулась в Сталинград, но их сразу депортировали в Сибирь в качестве врагов народа. И позволили вернуться обратно только в 1956г.
Племянница Номто Очирова, очень интересный и обаятельный человек – дочь своего народа с непростой судьбой, испытавшая всё, что досталось родной Калмыкии.
В 1989-1990 годах стала заниматься наследием Номто Очирова , когда разыскивала сведенья о своем отце, который погиб во время сталинских репрессий. Он был правой рукой князя Тундутова, за что и пострадал. Параллельно занялась сбором материала и о Номто Очирове, о котором знала по рассказам мамы — его родной сестры.
Н. Очирову калмыцкая культура обязана очень многим, был очень разносторонней высокообразованной личностью — калмыцким Ломоносовым. В юности Номто Очиров получил юридическое образование в Санкт-Петербурге, кроме этого он владел огромными знаниями в области лингвистики, экономики.
Благодаря ему до нас дошел калмыцкий народный эпос “Джангар”. В 1908 году вышла его книга, всколыхнувшая ученый мир Санкт-Петербурга. Номто Очиров был также редактором первой калмыцкой газеты.
В 1991году Н. С. Уланова создала фонд им. Номто Очирова “Наследие”, когда убедилась, что люди знают и помнят его дела. Все материалы о Номто Очирове, которые ей удалось собрать, она передала в музей «Старая Сарепта».
Во время 2-го фестиваля национальных культур “Сарептские встречи”, посвящённого калмыцкой культуре и 110-летию Номто Очирова Н.С. Уланова награждена Благодарственным письмом от историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника “Старая Сарепта”. “Номто Очиров, легенда своего времени, был самым выдающимся калмыком не только нашего столетия, но и в истории калмыцкого народа”
Н.С. Уланова – Народный опекун культурного наследия Калмыкии.
Мария Георгиевна Рябова
Служение природе
Своё первое деревце Мария Георгиевна посадила во время Великой Отечественной войны на пришкольном участке зерносовхоза “Красный Октябрь” Алексеевского района. Затем была закладка лесополос в знойной степи Поволжья по сталинскому плану преобразования природы. В пятьдесят втором дала жизнь дубовой роще в Сарпинском районе Калмыкии, где учительствовала после окончания пединститута. Позднее на станции Садовая г. Волгограда зашелестели листвой аллея памяти фронтовиков, не вернувшихся с войны, дендрарий и фруктовый сад. А ещё она воспитала целое поколение юных друзей природы.
Всё это на добром счету нашей соотечественницы, замечательного человека Марии Георгиевны Рябовой, “Заслуженного учителя РСФСР”, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, обладательницы многих дипломов и медалей ВДНХ — двух золотых, двух серебряных и двух бронзовых, а также бессменного (с 1956 года) члена президиума облсовета Всероссийского общества охраны природы и бывшего директора областной станции юных натуралистов, которой отдала ровно 30 лет жизни.
— Не могу без боли в сердце слушать сообщения о лесных пожарах, — с горечью говорила Мария Георгиевна. — В нашу бытность их было меньше. На защиту зелёных друзей вставали тысячи добровольцев из школьных лесничеств, юных дозорных природы, велась огромная разъяснительная работа среди населения по соблюдению санитарных норм, наведению порядка в лесу. Жили и трудились там днями и ночами. А какой был у людей энтузиазм, порыв энергии, бескорыстие. Печально, что за последние годы многое ценное забыто. Господи, да что я всё о прошлом. Грешно нам сегодня сидеть сложа руки, действовать надо!..
Слушая этого, много повидавшего человека, и диву даёшься — сколько, воли, желания трудиться, приносить пользу людям. И такой она была всегда. Её многочисленные печатные труды: брошюры, методички, статьи всё ещё актуальны и востребованы в школах, центрах экологического образования и воспитания, юннатских объединениях.
Несмотря на отсутствие зарплаты, Мария Георгиевна продолжала работать в областном совете ВООП, где готовила экологические конференции, смотры-конкурсы, слёты, экспедиции, всевозможные акции в защиту родной природы.
Эдельман Римма Михайловна
Красивой аркой шлюза №1 открываются ворота Волго-Донского канала в Волгограде. Отсюда берет начало история данного стратегически важного сооружения, соединяющего Волгу-матушку и Дон-батюшку.
История строительства, растянувшаяся на четыре столетия заслужила открытия великолепного музея истории Волго-Донского судоходного канала.
Основательницей музея стала Римма Михайловна Эдельман, которая на протяжении всего своего трудового стажа в управлении канала, а это 30 лет в должности художника-оформителя и фотографа, старательно собирала материалы и экспонаты для будущей коллекции музея. Римма Михайловна была непосредственным свидетелем открытия всех гидротехнических сооружений, сама спускалась в шахты, колодцы и камеры шлюзов. Ее самоотдача музею была замечена даже астрологами, которые назвали одно из небесных тел в Солнечной системе «Волго – Дон».
В фойе здания на потолке можно увидеть космическое панно, на котором изображено расположение этого объекта.
Фактической датой открытия музея можно считать январь 1997 года, когда решением И.И. Коблева в честь 45-летия канала были открыты 2 зала. Официальная дата открытия − 8 мая 2001 года. К этому дню для посетителей было подготовлено еще 2 зала с обновленными и дополненными экспонатами.
Сегодня музей Волго-Донского канала вмещает четыре зала:
- исторический зал;
- зал истории строительства канала;
- эксплуатационный зал;
- демонстрационный зал.
Виталий Дмитриевич Лоянич
Виталий Лоянич один из старейших фотохудожников Астраханской области. Он участник региональных, Российских, международных выставок. Неоднократно Виталий Дмитриевич радовал астраханцев своими персональными выставками. Последняя большая выставка состоялась в год его 70-летнего юбилея, в Год семьи и была посвящена 50-летию супружеской жизни Виталия Дмитриевича и Людмилы Михайловны.
Выставка представлена в ДХШ № 1 в жанровом стиле очень разнообразна, она вобрала в себя документальные фотографии за последние два года. Мастер запечатлел на своих полотнах красоты Астраханского края: богатую природу, архитектуру. Есть на выставке и фото из семейного архива. Несколько стендов посвящено полиграфическим изданиям, в них использованы фотографии юбиляра. Помимо фотографий на выставке была представлена также и живопись фотохудожника. Публике вдвойне было приятно увидеть в экспозиции пейзажи Волжского Понизовья, так как фотомастер выставляет картины крайне редко.
В. Лоянич много сделал замечательных фоторабот для технического университета, сегодня они являются уже фотолетописью учебного заведения. Главное в них – это застывшие в кадре яркие мгновенья нашего бытия и те незабываемые события, которые произошли в жизни Астраханского края».
В. Д. Лоянич – член Союза журналистов России, Заслуженный работник культуры России.
Около 40 лет является членом народной кинофотостудии “Дельта” департамента культуры, из них 7 лет был председателем этой студии. В течение 3 лет преподавал по совместительству в училище (кинотехнику). Им создано более 50 короткометражных документальных любительских фильмов, 20 из которых отмечены Дипломами первой, второй и третьей степеней на областных, республиканских и Всесоюзных фестивалях. А фильм “Ищу следы отца” стал лауреатом на Всероссийском фестивале в г. Москве (1985 г.).
29 марта 2000 г. распоряжением №318-Р Главы Администрации Астраханской области было принято решение о создании экспозиции “Астраханский край. Век XX” за последние 45 лет по авторским материалам В. Лоянича в объединенном государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. В течение целого года сотни астраханцев и гостей города посетили выставку.
1097 черно-белых и цветных фотографий выставочного формата, 120 статей, опубликованных в журналах и газетах о людях и событиях, 112 изданий книг, брошюр, буклетов В.Д. Лояничем переданы в дар музею-заповеднику.
Лев Алексеевич Крылов
«И я преклоняюсь перед ним!»
Художнику Льву Крылову-Далингеру исполняется 85 лет
Почётному члену Центра немецкой культуры имени братьев Лангерфельд города Волгограда Льву Алексеевичу Крылову – Далингеру 30 апреля исполняется 85 лет. В преддверии этого юбилея хочется познакомить Вас с некоторыми страницами из жизни большого друга волгоградского центра встреч, талантливого, трудолюбивого художника, ветерана двух войн: Великой Отечественной и Японской, и вообще очень интересного человека.
Лев Алексеевич родился в нашем Красноармейском районе (Сарепте) города Сталинграда в 1925 году. О своей семье он рассказывает так: «Отец, Крылов Алексей Кузьмич, до революции работал телеграфистом, затем начальником почты, умер совсем молодым. Вся семья осталась на попечении мамы, Эмилии Генриховны (Липп), немки по национальности и любимой бабушки Анны Христиановны Далингер, Лев Алексеевич вспоминает о своей бабушке с большой теплотой: «Она была глубоко верующим человеком, лютеранкой; молилась и читала Библию на немецком языке, красиво вышивала бисером, была аккуратной хозяйкой.
По прошестви и стольких лет Лев Алексеевич до сих пор помнит, как осенью 1941 года бабушку отправляли в ссылку в Казахстан только за то, что она была российской немкой. В память навсегда врезались уплывающие по Волге баржи, увозившие в неизвестность очень родного человека. А внутренний голос кричал: «За что?».
В декабре 1942 года Льва Алексеевича призвали на фронт. Он прошёл обучение и стал офицером. Воевал в составе Украинского фронта, дошёл с боями до Праги. Затем участвовал в разгроме японской Квантунской армии. За свою воинскую доблесть отмечен многими боевыми наградами.
После войны юношеская любовь к живописи привела его в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище и в 1949 году Лев Алексеевич заканчивает отделение мастеров художественной обработки дерева. Вернувшись домой в Сталинград, он начинает хлопотать о возвращении из Казахстана с мест депортации своей бабушки Анны Христиановны. Бабушку выслали в Восточный Казахстан, село Самарку. Лев Алексеевич в конверт вместе с просьбой положил благодарственное письмо Анне Христиановне от самого Будённого С.М. за спасение во время гражданской войны нескольких солдат-красноармейцев.
Лев Алексеевич затратил много сил, чтобы добиться возвращения бабушки в родные места, и когда дело, казалось, шло к благополучному завершению, бумажная волокита с документами сделала своё страшное дело. Бабушка умерла в ссылке и была похоронена в селе Самарка в 1953 году. Эту трогательную и грустную историю о судьбе бабушки в семье Крыловых – Далингер будут передавать из поколения в поколение. Да и нам всем необходимо помнить о чёрных годах репрессий.
Мы рассматриваем старинные фотографии, в этом же семейном альбоме на большом листе нарисовано генеалогическое древо на 65 человек, на котором представлены родственные связи семей Далингер, Липп, Крыловых. И всё это выполнено красивым почерком Льва Алексеевича, который и подготовил это древо после кропотливого сбора информации. Так в этой семье берегут память о предках.
За время работы художником-оформителем в Волгоградском творческо-производственном комбинате художественного фонда РСФСР, Лев Алексеевич создал много живописных полотен. Его работы на многочисленных выставках радуют своей искренностью и добротой. Желание оставить для потомков уцелевшие уголки бывшей немецкой колонии – Старой Сарепты и Сталинграда приводят его к написанию натуральных пейзажей и полотен на исторические темы из жизни российских немцев.
Он создал много картин, отражающих грустные страницы истории жизни немецкой колонии Сарепта. Щедрый подарок художника – 27 картин, переданных в дар музею – заповеднику «Старая Сарепта», будет радовать не одно поколение волгоградцев.
Давно находясь на пенсии, Лев Алексеевич ни одного дня не мыслит себя без мольберта.
Спрашиваю у Льва Алексеевича, кто его кумир?
– «Илья Репин,- ответил художник,- до 89 лет не выпускал кисть из рук, и я преклоняюсь перед ним!»
Всю долгую жизнь рядом с ним его верная жена и друг Людмила Семёновна, врач по профессии.
Дорогой Лев Алексеевич! А мы преклоняемся перед Вами и выражаем Вам огромную благодарность за ту душевную щедрость, которой наделил Вас Господь и которой Вы сполна делитесь с нами, своими земляками. Здоровья Вам и осуществления всего намеченного!
Зам. руководителя ЦНК им. братьев Лангерфельд Нелли Третьякова.
Родился в Сталинграде. В 1942 году работал на лесозаводе МПС, где во время войны изготавливались противопехотные мины. Вместе с эвакуированным предприятием Лев Крылов уезжает в Казань, но с 1943 года начинается его военная биография. После окончания Винницкого пехотного училища Л. А. Крылов служит в Резервном офицерском полку в Горьком, с февраля 1945 года участвует в военных действиях в составе 53 армии II Украинского фронта. Бои в Европе для него завершаются под Прагой. В июне 1945 года Льва Крылова направляют на Забайкальский фронт, действующий в Монголии, Манчжурии, Китае. После демобилизации он учится в Ленинградском высшем художественно–промышленном училище, которое оканчивает в 1949 году (отделение мастеров художественной обработки дерева). Вернувшись в родной город в 1950 году, становится членом Сталинградского товарищества художников. С 1953 года его работы экспонируются на выставках различного уровня. Развитию творческого потенциала художника способствовали многочисленные пленэрные поездки. Работа на Академическойљ даче Союза художников СССР в немалой степени способствовала совершенствованию живописного мастерства Л.А. Крылова. По эскизам Л.А. Крылова и при его непосредственном участии были оформлены музеи 6 танковой армии, Волжской ТЭЦ. Тематические картины художника были подарены Государственному музею – заповеднику «Старая Сарепта», Музею Речников. Свою юбилейную выставку художник посвящает родному городу, с которым неразрывно связана его творческая судьба.