САКРАЛЬНЫЕ МЕСТА
на Евразийском перекрёстке цивилизаций
Природные явления могут быть необычной формой объекта особой туристической привлекательности. Сакральные места – аномальные области. На Земле достаточно мест, которые пользуются славой “блудных” или “нечистых “, а подчас проклятых и бесовских. Сейчас они называются по-научному как аномальные области, геоактивные или геопатогенные зоны.
Если место оказывает положительное влияние на человека – это сакральное место, а вот если воздействие отрицательное – геопатогенная зона. Но как бы их не называли, они от этого не станут менее загадочными.
Немногое из того, что можно увидеть, услышать, посетив эти места на Евразийском перекрёстке цивилизаций Нижнего Поволжья.
В старину глубокую у разных народов были всякие способы постройки храмов и церквей. Считается, что все русские церкви построены только на благоприятных местах.
Место, отмеченное Божьей благодатью, характеризовалось особыми приметами, необычностью, выделенностью из окружающего однообразного ландшафта. К числу таких сакральных мест относились возвышенности, холмы, горы, воплощавшие в своих вертикальных природных формах образ космической вертикали.
В старину строили церкви и храмы там, где должно было образоваться поселение или уже образовалось, где жили люди, это логично. Строились храмы на местах, где проходили различного рода бои, где были победы или поражения, смерти великих, большие захоронения (возле кладбищ) и т.п. На таких местах часто строились небольшие церкви.
Сакральные места (от англ. sacral и лат. sacrum – священное, посвященное богам) – в широком смысле, всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.
Немцы искали под Сталинградом вход в Шамбалу?
Одной из причин аномальных явлений, по мнению исследователей, является Хвалынское, или Хвалисское море, находившееся когда-то на территории Волгоградской области.
Неторопливая Волга, сухие степи за ней … но так было не всегда. В период валдайского оледенения уровень Каспия повышался на десятки метров, затапливая огромные территории. Этот морской бассейн принято называть Хвалынским морем.
Именно этим обусловлен наш рельеф: много пещер (бывших морских гротов), подземных пустот, разломов, которым народ приписывает необыкновенные свойства. В некоторых местах нашей области возможны естественные выходы радиоактивного газа радона, который своеобразно действует на человека. Так что привидеться может всякое…
Мифическая Шамбала
В станице Трехостровской Иловлинского района недалеко друг от друга находятся сразу три места, куда отовсюду съезжаются уфологи. Святилище огнепоклонников-зороастрийцев, находится на перекрестье двух великих путей: Великого шелкового пути с востока на запад и Северного, по Волге – с севера на юг. Недаром на нашей территории было три столицы: Итиль – столица Хазарского каганата, Саксин – половецкая столица и Сарай-Бату – главный город татаромонголов.
С капищем связаны две легенды. Первая – о Белой деве, которая предупреждала казаков о появлении врага, и вторая о том, как бог Арай получил на нем священный огонь для всего арийского народа.
Ученые считают это «место силы», более древним, чем знаменитый английский Стоунхедж. Некоторые историки полагают, что фашистские войска рвались на территорию Дона для того, чтобы найти здесь вход в мифическую Шамбалу.
Рядом с капищем находится любимица уфологов и краеведов – знаменитая Румын-гора и замечательное место– плато Венцы.
Проверено: 20 минут на Румын-горе – и начинает дико болеть голова. Специалисты-космоэнергеты утверждают, будто бы здесь встречаются энергетический поток, движущийся ввысь, с потоком, движущимся из космоса в недра земного шара.
Венцы – это самая высокая географическая точка Волгоградской области, со всех сторон окруженная густым лесом. Если смотреть сверху, то этот холм похож на два обручальных кольца. На холме расположены два кургана и два источника – с «живой» водой на южном склоне и «мертвой» – на северном. Это энергетически очень сильное место, и не только из-за природных аномалий. Венцы негативно настроены к людям, которые приходят сюда ради развлечения, либо с корыстными целями.
Известно, что с этой целью немцы прибыли в Чапурниковскую балку и в станицу Трехостровскую к месту капища, но повернули назад. Почему? По прогнозу немецких астрологов, зима 1941-1942 годов должна была быть очень мягкой. Но, как известно, все было с точностью наоборот. Из-за трескучих морозов даже порох не взрывался, а только шипел, горючее разлагалось, и одетые по-летнему немецкие солдаты просто вымерзали на просторах России. Под Сталинградом начался закат Третьего рейха. Совпадение? Возможно, но случайностей, как известно, не бывает. Счиатется, что одна из причин в том, что эта зона их «не пустила».
Говорят, что наш регион может поспорить с Иркутском за право называться родиной праславян: Веды, Перун, Даждь-бог – все отсюда.
В одной из публикаций о Ванге отмечалось, что пророчица говорила, что на Дону есть важная точка для всей планеты …
Священные места буддистов
Как напоминание о богатой буддийской истории Поволжья в дельте Волги, в Астраханском заповеднике цветут лотосовые поля. Это самая большая цветущая территория на планете и единственное место в Европейской России, где можно видеть лотосы в дикой природе.
По мнению ряда ученых, на Волгу лотосы могли быть занесены буддийскими монахами в период Калмыцкого ханства. Ведь лотос – символ цели буддийского пути: Просветления и его семена – самый популярный материал для изготовления бусин буддийских чёток.
В буддизме одним из наиболее важных сакральных сооружений являются реликварии (санскр. ступа, тиб. чортен, монг. субурган). Об их происхождении Роберт Ч. Лестер в статье «Буддизм» писал следующее: «Слово «ступа» (пали: «тхупа») означает «земляной курган».
Обычай насыпать курганы над останками великих людей означает место поминовения и поклонения и существует издревле, возникнув задолго до Будды. Как сообщает предание, прах и кости Будды были разделены на восемь частей и розданы восьми группам мирян, захоронившим их в различных местностях.
Почитание ступ основывалось на вере в то, что великие заслуги и сострадание Будды продолжают изливаться из его остатков. Иными словами, ступа – это знак продолжающегося присутствия Будды.
На обширной территории Калмыкии расположено множество достопримечательностей и уникальных мест. Буддиская культура и дух Востока: Сякюсн-Сюме и Элиста – центр буддизма и калмыцкий городок Цаган-Аман.
Это наилучшее место в Калмыкии для проведения духовных практик и посвящений. На одном из песчаных островов ведущие специалисты проводят практики по активизации энергетических возможностей человека, духовному и физическому очищению.
Первые хурулы ойрат-калмыков были кочевыми. Постепенно, по мере перехода народа на полуоседлый образ жизни (к. XVIII в.), возникла необходимость возведения стационарных хурулов. Первым из них в Калмыцкой степи стал хурул в урочище Цаган Аман Багацохуровского улуса, построенный в 1798 году. И как центром размещения служителей его культа Ламой Орчи был основан поселок.
Лагань – второй по величине город в Калмыкии. Возник он в 1870 году как поселок крестьян-переселенцев из центральной России на острове Лагань, находится великолепнейшее произведение буддийского искусства – Лаганский хурул.
Объекты этнокультурного наследия Нижнего Поволжья
Этнокультурное наследие народов Нижнего Поволжья богато и разнообразно. Нижневолжье издревле является перекрестком путей и «вратами народов», регионом открытых этнических и культурных миграций. Сложившееся в силу этого многообразие культурных вариаций, включая этнические и религиозные, – своеобразная «визитная карточка» региона.
Интересен г. Астрахань – исторически уникальный этнический заповедник. В старое время в городе было 30 церквей: 5 армяно-григорянских, 2 римско-католических, 8 татарских мечетей, 2 синагоги, лютеранская кирха, персидская мечеть, калмыцкий курул, и все это на небольшом пространстве, которое можно пройти в течение дня. Такого в России нигде не было.
Культ мусульманских святых и их могил (аулья) в Астраханском крае стал одним из интересных объектов этнокультурного наследия региона.
Могилы святых в разных местах исламского мира носят разные названия: мазар, зиярат, пир, астана (остана), овлия и др. На Нижней Волге данный культ сформировался повидимому в эпоху Золотой Орды (XIII–XV вв.) и Астраханского ханства (XV–XVI вв.).
На территории Астраханской области археологами был раскопан ряд золотоордынских мавзолеев: у с. Бутырки в Ахтубинском районе, на Селитренном городище в Харабалинском районе (остатки столицы Золотой Орды – г.Сарай, или Сарай ал-Махруса), у пос. Комсомольский в Харабалинском районе и др.
Большинство золотоордынских почитаемых мавзолеев было забыто, хотя сохранились сведения, что развалины одного из них на территории Селитренного городища под названием Джигит-хаджи почитались ногайцами и татарами в XVIII в.
В XIX в. в окрестностях Астрахани насчитывалось 23 могилы мусульманских святых, в том числе 19 – у поселений юртовских татар.
Сегодня в Астраханской области насчитывается около 40 могил святых, которые носят название аулья, авлия, эвлия и т.п. Помимо отдельных аулья, существует несколько культовых комплексов, объединяющих две и более святые могилы.
Наиболее известны подобные комплексы на мусульманских кладбищах у пос. Мошаик в Ленинском районе г. Астрахани и у с. Малый Арал в Красноярском районе Астраханской области.
Поклонение местным святым – обязательный элемент мусульманских праздников Курбан-байрам, Ураза-байрам, Маулид.
ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
С приходом советской власти Казанская церковь претерпела немало бед. Сначала она была лишена всех своих ценностей, которые одухотворяли и украшали ее интерьер. А затем и вовсе была закрыта 15 декабря 1939.
Во время войны церковь пострадала от обстрелов и пожара. До войны в Казанской церкви работал хлебозавод. Лишь перед окончанием Второй Мировой войны Казанскую церковь по многочисленным прошениям была возвращена верующим.
По окончании восстановительных работ 30 июня 1954 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I церковь была возведена в ранг собора, и в скором времени начинается период, когда Казанский собор начинает привлекать к себе внимание иностранных гостей, которые хотели своими глазами увидеть величие собора и города-героя.
Более подробно: Астрахань Православная
На настоящем месте расположения Кафедрального собора ранее стояла деревянная часовня «близ ветряных мельниц во второй части», недалеко располагалось кладбище. Новый Казанский храм появился в XIX веке при епископе Саратовском и Царицынском Иоанне (Кратирове). Автор проекта остался неизвестен. В 1939 году 15 декабря церковь была закрыта. В Великую Отечественную войну храм неоднократно подвергался бомбардировке. Официальное его открытие состоялось 27 июля 1945 года, а регулярное богослужение совершалось с 10 сентября, но в молельном доме поблизости от храма. Первая служба в самом храме после некоторого ремонта была отслужена на Вербное воскресенье 1946 года. Уже на пасхальный праздник около храма собралось более 8 тыс верующих. В 1989 году при храме открывается первая воскресная школа «Конкордия». Уже после восстановления Волгоградской епархии и назначения на кафедру архиепископа Германа, храм становится кафедральным, где совершаются архиерейские богослужения и проводятся собрания духовенства Волгоградской епархии. (Из сообщения пресс-секретаря Волгоградской Епархии Сергея Иванова).
Осенью 1942 года в храме располагалась сначала последняя перед вступлением в Сталинград ставка командующего 6-й армии Вермахта фельдмаршала Паулюса, а затем немецкий военный госпиталь. Рядом с храмом, где располагалось дореволюционное сельское кладбище, немцы хоронили своих погибших в боях и умерших от ран солдат и офицеров.
Приход Божией Матери «Всех скорбящих радости» образован в 1990 году. Прекрасный большой храм, сильно пострадал. Нуждается в дорогостоящей реставрации. Частично приспособлен для совершения регулярных богослужений. На приходе служат два священника. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.
Имеется воскресная школа с детским хором «Звонцы» и библиотека. Издаётся газета «Слава Тебе, Боже», работает благотворительная столовая.Храм начали восстанавливать в самом конце 80-х годов.
По материалам сайта: Волгоград Православный.
Изначально храм Михаила Архангела в Ерзовке, привезенный из Царицына, был из дерева, но к 1890 году здание стало полностью непригодным, и было принято решение о строительстве нового храма из камня. Деньги на строительство храма Михаила Архангела выделило Пичужинское купеческое общество. В течение 6 долгих лет шло возведение храма в Ерзовке, и к 1896 году храм был открыт и освящен Архиепископом Царицынским Николаем. Архитекторы храма Михаила Архангела в Ерзовке постарались на славу: к концу строительства перед жителями предстало величественное сооружение из кирпича, украшенное пятью куполами небесного цвета. Позднее в храме была открыта церковно-приходская школа, проводились службы. С приходом советской власти храм Михаила Архангела в Ерзовке, как и большинства других церквей, настигла печальная участь: храм был закрыт, школа также прекратила свое существование, священник храма Николай Фиолетов был репрессирован. Службы в храме проводились крайне редко, а в 1937 году и вовсе прекратились. Храм «рассыпался» на глазах: сначала были сорваны церковные кресты, кирпич растащили местные жители для строительства бань, иконы служили дровами для топки печей. Храм Михаила Архангела в Ерзовке находился в плачевном состоянии: внешний фасад храма стал обшарпанным и обветшалым, а внутри здания образовался склад для хранения зерна. В период Великой Отечественной войны храм Михаила Архангела в Ерзовке стерпел еще один удар от рук человека: прямым ударом снаряда была разрушена колокольня храма. В послевоенное время в храме хранили соляную кислоту – южная стена здания была снесена, чтобы машина могла свободно провозить груз внутрь помещения. К середине 70-х годов храм за негодностью решили взорвать, но народ помешал властям сделать это. Вплоть до 1986 года храм пустовал, а затем его решили восстановить и сделать внутри музей мелиорации. Однако и эта затея не была осуществлена. В 1990 году в Ерзовке была образована Православная община, которая решила выкупить храм Михаила Архангела и восстановить его. Местные власти сначала противились передаче храма Православной общине, а затем отказались участвовать в восстановлении святыни, вплоть до того, что отказывались продавать строительные материалы для восстановления храма. Православная община нашла способ восстановить храм Михаила Архангела в Ерзовке: с 1991 года священник и другие жители поселка начали активно приводить церковь в благопристойный вид. В итоге был вывезены горы мусора, изъят снаряд из стены здания, практически полностью восстановлена настенная роспись, которую за долгие годы «проела» соляная кислота. Медленно, но верно храм преображался и к 1996 году был практически полностью восстановлен, сохранив свой первоначальный старинный облик. В настоящее время в храме Архангела Михаила в Ерзовке продолжаются работы по восстановлению и реставрации.
Источник: Сайт “Соборы”
Православные монастыри, церкви, храмы, святые источники и другие святые места Волгоградской области
Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь
Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь начинает свою историю с 1865 года, постепенно развиваясь. В советское время был закрыт, а сейчас снова восстанавливается.
Подробнее…
Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь
В XIX веке одним из красивейших и богатейших монастырей Нижнего Поволжья являлся стоящий среди живописных меловых гор с их таинственными пещерами, среди древних могучих дубов Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь.
Подробнее…
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь
У западной части города Серафимович, недалеко от Дона, стоит Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Основан в 1652 году, в советское время был разрушен, в 1992 году началось восстановление. Есть рукотворные пещеры.
Подробнее…
Гусевский Ахтырский женский монастырь
Более 100 лет назад в селе Гусевка Волгоградской области возник Гусевский Ахтырский женский монастырь. В этих местах художник Петров-Водкин писал свою картину под названием “Купание красного коня”.
Подробнее…
Свято-Вознесенской Кременской мужской монастырь
В 1693 году в нескольких километрах от станицы Кременской, на берегу Дона возник Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь. Во время Великой Отечественной войны в Свято-Вознесенском монастыре располагалась военная часть.
Подробнее…
Станица Зотовская, храм «Знамение Божьей Матери»
Станица Зотовская расположена в Волгоградской области, здесь несколько веков проживали казаки. Главная достопримечательность – православный храм «Знамение Божьей Матери».
Подробнее…
Родник деда Тарана – исток Царицы
В поселке Горьковский находится родник деда Тарана, обладающий целебными свойствами и являющийся истоком Царицы. Необычным явлением у родника стало появление лика святого на камне.
Подробнее…
Покровский собор в станице Тишанская
Покровский собор строился 10 лет в станице Тишанской. В советское время был приведен в негодное состояние и так и не был восстановлен.
Подробнее…
Свято-Троицкий храм в станице Филоновская
Свято-Троицкий храм, расположенный в станице Филоновская, был построен в 1728 году. В советское время был закрыт, использовался как склад зерна, но в 1965 году открылся и больше не закрывался.
Подробнее…
Храм Михаила Архангела в Ерзовке
Изначально храм Михаила Архангела в Ерзовке был деревянным, в 1896 он был выстроен из камня. В советское время храм был закрыт, здесь был склад для хранения зерна и соляной кислоты. В последнее время храм Михаила Архангела в Ерзовке восстанавливается.
Подробнее…
Храм Николая Чудотворца в станице Голубинская
Храм Николая Чудотворца, как и станица Голубинская, имеет длинную историю. Первая деревянная церковь в станице появилась в 1841 году. Зодчие использовали смешение различных стилей древнерусского зодчества и методы шатрового завершения.
Подробнее…
Читать подробнее:http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/dostoprimechatelnosti.php
Астраханская область
Астраханская область. Енотаевский район. Село Никольское. В селе расположен самый большой в Поволжье – храм Рождества Пресвятой Богородицы. Этот красивейший трехпрестольный каменный храм постройки конца девятнадцатого – начала двадцатого века, освящен был в 1899 году. Архитектором храма был Сергей Карягин, строивший храмы и в Москве и в Петербурге…
Нынешний храм – третий по счету в селе. До него было еще два. Самый первый, деревянный, был освящен в честь Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. С его иконой обошли и село, освятив его в честь Николая Чудотворца, отсюда и название села – Никольское. В связи с изменением русла реки Волги, земля под храмом, построенным на берегу, обвалилась, и он ушел в реку.
Второй храм был изначально заложен как двухпрестольный – в честь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, однако и его взяла река. Именно поэтому третий храм в селе было решено строить далеко от берега, чему он и обязан своим теперешним местоположением.Храм на сельском сходе было решено строить вновь двухпрестольным – во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Однако на сходе рыбаки рыболовецкой артели просили сделать храм трехпрестольным и освятить придел в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые и сами были рыбаками, согласно евангельского предания, и считались покровителями рыбаков.
Во время войны храм закрыли, разрешив отправление богослужений в подвалах. Там же сельчане прятались во время налетов фашистской авиации. От тех времен остались и памятные «шрамы» – во время бомбежек от разрывов бомб появилась трещина на колокольне, которая, к счастью, не увеличивается.
Местная советская власть по совету богоборцев решила взорвать храм, однако тогдашний председатель сельсовета Павел Иосифович Кидебу, человек верующий, пошел на хитрость – предложил использовать помещения пустующей церкви под склады пшеницы. Будучи человеком умным, он понимал, что ему грозит, – ведь в те времена совсем не безопасно было радеть о сохранении церквей, но храм он отстоял, – и колокола сбросить, как не настаивали, не позволил. Однако вскоре он был расстрелян – как многие в те страшные годы – по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности, а колокола после его смерти все же сбросили с колокольни.
После войны службы разрешили уже в помещении храма – не последнюю роль в этом сыграло знаменитое письмо И. Сталина, в котором он немного ослабил давление на церковь, признав право верующих на свободу вероисповедания.
Восстановление храма в селе Никольское после войны связано с именем протоиерея Николая Ситкина, который отправлял службы в подвале храма и во время войны.
Источник: “Астрахань Православная. Храмы. Монастыри”
Известные храмы и монастыри Астраханской области:
- Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь.
- Иоанно-Предтеченский монастырь (Астрахань).
- Покрово-Болдинский монастырь (Астрахань).
Более подробно: Сайт “Соборы”
Паломнические места Волгоградской области
Сюда люди приезжают со всех уголков страны:
- колодец в Ахтырском монастыре;
- образ святой Параскевы в Городище;
- отпечаток ступней Богородицы в Серафимовичском районе;
- находка в поселке Максима Горького: камень, где отразился лик Иисуса Христа;
- памятник-ансамбль «Героям – воинам» находится на Мамаевом кургане. Древние легенды гласят, что это место было священным задолго до войны.