ПРОГРАММА КРУЖКА “РУКОДЕЛЬНИЦА”
Раздел “БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ”
Пояснительная записка.
Все мы любим получать подарки, но не менее интересно их дарить. Отрадно наблюдать за тем, как радуется человек такому подарку. Однако как мучительно бывает порой его подобрать. Особенно большие трудности в этом испытывают дети, ведь они не могут купить дорогой подарок, купить же что-то не дорогое и оригинальное трудно. А как хочется ребенку подарить маме, папе, бабушке или подружке что-то необычное и неповторимое. В этом случае самым лучшим подарком является тот, который сделали сами, воплотив полет своей фантазии в творении рук. Для реализации идеи мы используем бисер, который привлекает яркостью красок и разнообразием форм.
В настоящее время появилось много новых приемов изготовления изделий из бисера, что дает возможность создавать более разнообразные подарки. В качестве подарков из бисера, предлагаются различные сувениры, плетение на проволоке, цветочные композиции и мелкие предметы обихода, которые не только порадуют родных и друзей своей красотой, но и окажутся нужной и полезной вещью.
Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Они с раннего возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных работ.
На первом году обучения учащиеся осваивают основные приемы плетения на проволоке: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Учащиеся изучают основные виды плетения бисером на леске в одну и две нити: крестик, колечки, восьмерки, ромбы, соты, фонарики, цепочки “в крестик”, “колечки”. Дети учатся закреплять и наращивать проволоку, леску, плести по схемам, самостоятельно изготавливать простейшие украшения и сувениры из бисера, составлять композиции.
На втором году обучения ребята осваивают другие виды плетения бисером:многослойное плетение, объемное плетение, украшение плотного жгута бисером. Дети изготавливают более сложные украшения и сувениры из бисера, ткут и плетут картины. Учатся самостоятельно оформлять бонсаи в вазе, составлять 3-хмерные композиции.
Цель курса – изучение и освоение техники бисероплетения через приобретение трудовых умений и навыков. Стимулирование творческой активности и формирование эстетического художественного вкуса, а также развитие интеллектуальных способностей ребят.
Задачи:
- Воспитывать интерес к технике бисероплетения.
- Развивать фантазию.
- Формировать эстетический вкус.
- Развивать художественно-творческие способности обучающихся, трудовую и творческую активность, сознательный подход к выполнению работы.
- Развивать навыки самостоятельной творческой работы.
- Формировать потребность в самопознании и самовыражении.
- Способствовать через формирование навыков мелкой моторики рук повышению интеллектуального уровня развития детей.
- Создать творческую атмосферу и установить контакт с каждым обучающимся.
Прогнозируемые результаты обучения по программе:
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
- правила безопасности при работе указанными инструментами;
- основные виды техники плетения.
По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила техники безопасности инструментами при работе;
- правильно подбирать размер бисера и лески;
- подбирать цветовую гамму;
- научиться основным видам плетения бисером;
- обладать навыками самостоятельной работы в выполнении изделий;
- пользоваться схемами по бисероплетению.
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:
- название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- правила планирования и организации труда;
- основы составления композиции.
По окончании второго года обучения учащиеся должны уметь:
- самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с педагогом плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;
- составлять схемы изделий по образцу;
- проявлять элементы творчества на всех этапах работы;
- эстетично оформлять изделия;
- составлять композиции плоских и объемных изделий;
- освоить более сложные приемы плетения бисером;
- под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу, схеме, рисунку.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществля-ется после прохождения каждого раздела и предусматривает выполнение творческих и коллективных работ. Работы учащихся оцениваются по определенным критериям.
Критерии оценки результата деятельности детей:
- Скорость выполнения работ плетения бисером.
- Аккуратность выполнения работы.
- Качество и прочность выполнения.
Контроль проходит в два этапа.
I этап – промежуточный контроль:
– беседы по вопросам прошедшего занятия;
– решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике;
– самостоятельная работа по схемам;
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
II этап – итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный,
рассказ,
беседы,
работа со схемами,
демонстрация,
упражнение,
практические работы репродуктивного и творческого характера,
методы мотивации и стимулирования,
обучающего контроля,
взаимоконтроля и самоконтроля,
познавательная игра,
проблемно-поисковый,
ситуационный.
Условия реализации программы:
- Помещение для занятий.
- Наглядные пособия, образцы из бисера.
- Схемы.
- Инструменты и материалы:
- бисер, стеклярус, бусины;
- леска, проволока, нить;
- ворсистая ткань;
- ножницы, плоскогубцы, кусачки;
- иглы;
- баночки для бисера;
- фурнитура.
Учебно-тематический план
первого года обучения
№ п/п | Тема | К-во часов | ||
В | Т | П | ||
III | Вводное занятиеПлетение на проволоке | 2 | 2 | – |
1 | Цветы из бисера | 32 | 10 | 22 |
23 | Декоративное панноПлоские фигурки животных | 1224 | 26 | 1018 |
4III | Полуобъемные фигурки животныхПлетение на леске | 16 | 4 | 12 |
5 | Основные приёмы бисероплетения | 24 | 8 | 16 |
6 | Комплект украшений | 18 | 2 | 16 |
7 | Подвески для мобильного телефона | 8 | 2 | 6 |
IVV | Итоговое занятиеДосуговая деятельность | 26 | –– | 26 |
Итого: | 144 | 36 | 108 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I год обучения
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ
ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА (32ч.)
Теоретические сведения. Основы цветоведения. Цветовой круг, композиция. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО (12 ч.)
Теоретические сведения. Анализ видов оформления панно. Выбор бисера. Цветовое решение. Последовательность выполнения элементов панно. Зарисовка эскиза.
Практическая работа. Плетение фрагментов на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: оплетение металлического кольца. Прикрепление элементов композиции к основе. Сборка и оформление готовой работы.
ПЛОСКИЕ ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ (24 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Использование плетеных фигурок животных для изготовления брошей.
Практическая работа. Выполнение фигурок на основе изученных приёмов. Подготовка основы для брошей. Сборка брошей.
- ПОЛУОБЪЕМНЫЕ ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ (16 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления плоских фигурок: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Придание формы готовым фигуркам. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов полуобъемных фигурок. Сборка изделий. Придание формы готовым фигуркам. Создание коллективной работы.
ПЛЕТЕНИЕ НА ЛЕСКЕ
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ (24 ч.)
Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка “зигзаг”, цепочка “змейка”, цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, цепочки “мозаика”, “восьмёрки”, “соты”, ромбы, “фонарики”. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”, “колечки”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Наплетения на цепочку “Крестик”. Подвески: бахрома (простая, спиральная), “веточки”, “кораллы”. Плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами. Ажурный цветок.
Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам. Выполнение браслетов и цепочек, подвесок.
КОМПЛЕКТ УКРАШЕНИЙ (18 ч.)
Теоретические сведения. Понятие дизайна. Виды дизайна. Дизайн украшений.Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек.
Практическая работа. Зарисовка дизайнерских схем для выполнения украшений на основе сетки. Плетение комплекта украшений “Фантазия” на основе изученных приёмов. Оформление. Прикрепление застёжек.
ПОДВЕСКИ ДЛЯ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА (8 ч.)
Теоретические сведения. Основные техники выполнения подвесок. Использование бусин и пайеток при плетении. Чтение и зарисовка схем. Техника оплетения круглой бусины. Приемы закрепления лески. Техника плетения кубика из 12-ти бисерин. Назначение и последовательность выполнения. Практическая работа. Выполнение образцов подвесок для мобильного телефона. Плетение подвесок на основе изученных приемов. Прикрепление карабина.
- ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ(2 ч.)
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
- ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (6 ч.)
Учебно-тематический план
второго года обучения.
№ п/п | Тема | К-во часов | ||
В | Т | П | ||
III
1 2 III 3 4 5 6 IV V VI VI I VI I I |
Вводное занятиеПлетение на проволоке
Объёмные игрушки из бисера и бусинок Бонсаи Плетение на леске Основные приёмы бисероплетения Аксессуары для волос Объёмные игрушки из бисера на леске Пасхальное яйцо Бисерное ткачество Ручное бисерное ткачество Вышивка бисером Итоговое занятие Досуговая деятельность |
226
28 20 18 24 28 18 20 22 2 8 |
24
6 4 2 2 4 2 4 4 – – |
–22
22 16 16 22 24 16 16 18 2 8 |
Итого: | 216 | 38 | 176 |
II год обучения
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ
ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА И БУСИНОК (26 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление 3-хмерной композиции. Оформление. Применение.
БОНСАИ (28 ч.)
Теоретические сведения. Понятие «бонсаи». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления бонсаи: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов бонсаи. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов бонсаи. Составление композиций. Сборка и закрепление бонсаи в вазе. Использование бонсаи для оформления интерьера.
ПЛЕТЕНИЕ НА ЛЕСКЕ
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ (20 ч.)
Теоретические сведения. Назначение и правила выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол. Многослойное плетение – вышивка по сетке крестиками, колечками, цветочками, бусинами, гладью. Объёмное плетение. Жгуты: жгут “мозаика”, “спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут. Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Объёмные цветочки: цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками. Последовательность изготовления. Анализ схем.
Практическая работа. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению жгутов (жгут “мозаика”, “спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут). Украшение плотного жгута бисером,
цветочками, бахромой, воланом. Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками).
АКСЕССУАРЫ ДЛЯ ВОЛОС (18 ч.)
Теоретические сведения. Из истории аксессуаров для волос. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Анализ образцов заколок, невидимок, зажимов, сеток, резинок для волос. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды основ. Зарисовка схем выполнения аксессуаров для волос.
Практическая работа. Плетение аксессуаров для волос на основе изученных приёмов. Сборка. Оформление. Прикрепление к основе.
- ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА НА ЛЕСКЕ (24 ч.)
Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.
- ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО (28 ч.)
Теоретические сведения. Исторический экскурс. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Подготовка основы для работы. Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц: ажурное плетение, “Колечки”, вышивка по сетке, мозаика, кирпичный стежок, полотно в “Крестик”, “Полоски”. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, “от макушки до макушки”; плетение двух сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.
Практическая работа. Подготовка основы. Расчёт плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального яйца.
БИСЕРНОЕ ТКАЧЕСТВО (18 ч.)
Теоретические сведения. История ткачества. Инструменты и оборудование для работы. Правильный выбор нитей и бисера. Правила закрепления нитей на станке. Техника выполнения тканых образцов одной ширины, с переменной шириной. Составление орнамента. Цветовое решение. Способы закрепления акрепление готовых изделий.
Практическая работа. Подготовка, закрепление нитей основы на станке. Выполнение образцов. Ткачество браслетов разной ширины, кулонов и брелоков для ключей. Закрепление изделий и оформление.
РУЧНОЕ БИСЕРНОЕ ТКАЧЕСТВО (20 ч.)
Теоретические сведения. Техники ручного бисерного ткачества: продольное ткачество (плотное полотно, кирпичный стежок) и поперечное ткачество (Ндебеле), Анализ образцов тканых картин. Выбор бисера. Цветовое решение. Последовательность выполнения картины. Зарисовка эскиза.
Практическая работа. Плетение полотна на основе изученных приёмов. Подготовка основы для картины, оформление готовой работы и закрепление картины в раме.
VI . ВЫШИВКА БИСЕРОМ (22 ч.)
Теоретические сведения. Из истории вышивки бисером. Материалы и инструменты для работы. Виды швов. Основные приемы вышивки бисером. Способы нашивания пайеток. Способы оформления края изделия. Использование вышивки в оформлении предметов интерьера и одежды.
Практическая работа. Подготовка ткани для вышивки. Создание эскиза. Вышивка узкого браслета и колье-хомутика из органзы, открыток, мешочка для трав (саше), небольшого панно.
VI I. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
VIII. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (8 ч.)
ПРОГРАММА КРУЖКА “РУКОДЕЛЬНИЦА”
Раздел “МЯГКАЯ ИГРУШКА”
Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки – свистульки, трещотки, погремушки – своим звуком они «отгоняли» злых духов. Самые древние игрушки России были найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, веселых скоморохов.
Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами, шились из ткани.
Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними не играют дети. Это – игрушки-сувениры. Мягкие же игрушки используются в игре детьми с древних времен и по настоящее время.
Искусство изготовления игрушек – один из видов декоративно-прикладного творчества, которое является частью искусства народа и представляет значительную ценность для нравственного воспитания детей.
Игрушка – это средство познания и вживания в мир. Для детского восприятия важно все: форма, цвет, соразмерность, материал, крепость и функциональность.
Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из сукна. Они теплые, пушистые. Но ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка. Немного неуклюжая, косоватая игрушка, сшитая своими руками, очень дорога ребенку и любима им. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков.
Пояснительная записка
Составляя рабочие программы, учителя начальной школы редко включают в них изготовление мягких игрушек из-за недостаточного количества часов. На работу с тканью в программах отводится 6-8 часов в год, этого недостаточно, чтобы сформировать у учащихся прочные умения и навыки работы с тканью и необходимыми инструментами для последующего обучения в 5 классе, в котором материаловедению уделяется большое внимание.
Данная программа дополнительного образования является одним из путей решения проблемы. Ведь в процессе изготовления игрушки ребенок приобретает практические навыки кройки и шитья, навыки работы с разными материалами и инструментами, умение подбирать гармоничные цвета и оттенки ткани. Это базовые основы, которые согласно «Концепции художественного образования в РФ» должны формироваться в начальной школе, и «на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка».
Программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия, нестандартность мышления учащихся дают возможность создавать замечательные образы игрушек. Позже эти образы могут превратиться в героев какого-либо действия, спектакля, жизненной ситуации и др.
По мнению психологов, игрушка способна развивать эмоции, чувства ребенка и даже изменить его поведение. Даже самые неуравновешенные школьники становятся более внимательными и сдержанными. Малообщительные и замкнутые дети становятся более открытыми и эмоциональными. Во время изготовления игрушек дети их прихорашивают, разговаривают с ними, как с живыми, смеются, радуются или огорчаются и т.д. Это говорит о том, что еще не утратилась духовная ценность игрушки, ее прекрасная способность – дарить детям радость.
Кроме этого программа позволяет выявить художественно-одаренных детей, обеспечить соответствующие условия для их творческого развития; помогает решать проблему занятости детей начальной школы во внеурочное время и может быть реализована как в общеобразовательной школе, так и в учреждениях дополнительного образования учащихся.
Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек.
У обучающихся по данной программе формируются следующие знания:
-об основных законах цветоведения;
-о простейших ручных швах;
-о использовании готовых выкроек, а также выполнении их по эскизам (на основе имеющихся);
-об основных приемах работы с тканью (на примере изготовления мягкой игрушки);
-о правилах пользования инструментами и приспособлениями;
-о правилах безопасной работы с иголками, ножницами, и т.д.;
— об интегрированной связи с другими предметами и образовательными программами.
Актуальность проблемы.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Мягкая игрушка — это один из видов декоративно — прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия : шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.
Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.
Цели и задачи программы.
Цель – познакомить учащихся с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с тканью; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки.
В связи с поставленной цель задачи выглядят следующим образом:
Обучающие:
-научить основам художественной грамотности;
-научить основам цветоведения ;
-научить приемам безопасной работы;
-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;
-научить практическим навыкам работы с тканью;
-научить творчески использовать полученные умения и практические навыки.
Воспитательно-развивающие:
-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
-создавать в студии соответствующую эстетическую среду;
-приобщение к народным традициям;
-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
-соединение обучения с воспитательным процессом;
-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
Отличительные особенности программы.
У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.
Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные их руками становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, знакомит их с профессиями, развивает творческий подход.
Возраст обучающихся. Срок реализации данной программы.
Данная образовательная программа предполагает обучение детей 9-14 лет и рассчитана на один год обучения. При комплектовании групп следует учитывать возраст детей. В одну группу рекомендуется записывать школьников с разницей в возрасте не более 1-2 года. Например, младшая группа 4-5 класс, средняя 6-7, а также возможно занятие старшей группы 7-8 класс. Комплектование в группу детей одного возраста позволит руководителю построить занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ.
Программа кружка рассчитана на 64 учебных часа. Группа занимается по 1 часу в неделю, два раза или 1 раз в неделю по 2 часа.
Формы и режим занятий.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и изготовление игрушек.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как
-текущая оценка достигнутого самим ребенком;
-оценка законченной работы;
— участие в выставках, конкурсах и т.д.
-реализация творческих идей.
Ожидаемые результаты обучения.
Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у школьников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:
-знать историю развития игрушки;
-выполнять выкройки по схемам;
-выполнять простейшие швы;
-владеть приемами работы с тканью и мехом;
-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;
-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
Учебный план
№Разделы программыКоличество часовНОЯБРЬ
1.Вводные занятия: сведения из истории, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности1
2.Конструирование и оформление игрушки23.Игрушки из помпонов.6 ВЫСТАВКА ИГРУШЕК ИЗ ПОМПОНОВДЕКАБРЬ4.Технология выполнения швов. Работа на детской швейной машине.25.Изделия первой сложности: мягкие цельнокроеные игрушки из фетра (шов через край).7 ВЫСТАВКА ИГРУШЕК ИЗ ФЕТРАЯНВАРЬ6.Изделия первой сложности: мягкие игрушки на конусе.9 ВЫСТАВКА ИГРУШЕК НА КОНУСЕФЕВРАЛЬ — МАРТ
7.Изделия второй сложности: игрушки из отдельных деталей. Тильды.17 ч ВЫСТАВКА КУКОЛ — ТИЛЬДАПРЕЛЬ
8.
Изготовление игрушек в технике Веры Щербаковой (лоскутные куклы).9 ВЫСТАВКА ЛОСКУТНЫХ КУКОЛМАЙ
9.Изготовление интерьерной игрушки.8
10.Самостоятельное изготовление игрушек по выбору3 Всего:64ч
Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Вводные занятия
Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз».
Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий.
Раздел 2. Технология выполнения швов.
Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного».
Раздел 3. Конструирование и оформление игрушки.
Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.
Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.
Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, цветка с сердцевиной, колпачка, беретика, волос, парика.
Раздел 4. Изделия первой сложности.
Освоение технологии выполнения основы для цельнокроеной игрушки (шарика). Изготовление цельнокроеных игрушек из 2-3 выкроек: шара – мяча на резинке, колобка, лягушонка, мышонка, рыбки, грибочка, цыпленка, снеговика, гусеницы.
Раздел 5. Изделия второй сложности.
Изготовление игрушек из 4-6 выкроек: черепахи, цыпленка, утенка, попугая из ткани, паучка портрета тигра, бегемотика.
Раздел 6. Изделия из волокнистых материалов.
Освоение технологии выполнения основы для изделий (помпона). Изготовление игрушек: цыпленка, домовенка, снеговика, медвежонка.
Раздел 7. Составление композиций из поделок.
Составление композиций из сшитых игрушек разной сложности с использованием других материалов: «В зоопарке», «Зимние забавы», «Три поросенка», «На птичьем дворе».
Раздел 8. Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ.
Обсуждение работ. Конкурс на лучшую работу по разным номинациям: самая аккуратная, оригинальная, забавная и т.п.; презентация игрушки. Организация выставок детских работ.
Раздел 8. Выездные занятия.
Экскурсии в музеи, выставочные залы. Посещение детских садов.
Раздел 9. Беседы.
Декоративно-прикладное искусство. История игрушки. Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы. Свойства материалов и выбор по свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.
Технология изготовления изделий по выкройкам: определение формы, размеров, последовательности. Декоративное оформление изделий. Простейший ремонт игрушки.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- правила организации рабочего места; правила поведения и техники безопасности на занятиях при работе с острыми, колющими и режущими предметами;
- технологию выполнения ручных швов;
- технологию выполнения изделия по выкройкам;
- технологию изготовления основы для цельнокроеных игрушек и игрушек из волокнистых материалов;
- назначение и область применения материалов и инструментов;
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
- выполнять изученные швы;
- выбирать материалы с учетом свойств;
- изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-4 выкройкам и описанию
К концу первого года обучения учащиеся должны быть:аккуратными, бережливыми, внимательными.
Методическое обеспечение программы.
Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты:
- хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты;
- нитки для шитья, шерстяные, «мулине»;
- иглы разной величины;
- ножницы, шило, плоскогубцы, нож;
- картон, калька, копировальная бумага;
- линейка, карандаш, фломастеры, клей;
- вата, синтепон, проволока;
- бисер, пуговицы, тесьма, кружева.
Занятия строятся с учетом дидактических принципов – от неизвестного к известному, от простого к сложному; с учетом возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста, применением наглядности и на основе знаний полученных ранее. При этом используются рассказ, инструктаж, беседа, показ последовательности выполнения изделия.
Особое внимание уделяется организации рабочего места ученика. Оно должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы их было удобно брать, не затрачивая время на поиск. Стол должен быть хорошо освещен, свет падать с левой стороны. Важно напомнить детям о правильном положении корпуса, не разрешать сутулиться, низко наклонять головы. Расстояние между глазами ребенка и работой должно быть 25–30 см.
Учащиеся должны строго соблюдать требования техники безопасности и выполнять правила работы с острыми, колющими и режущими предметами.
На первых занятиях необходимо изучить технологию выполнения ручных швов, которые используются при изготовлении игрушек. Рекомендуется обратить внимание на назначение каждого шва. Соединительные швы («строчка», «потайной») применяются для соединения деталей изделия. Для обработки петель и края изделия применяются швы «петельный» и «через край». А швы и стежки, выполняющие общие функции («вперед иголку», «назад иголку», «вперед иголку с перевивом») применяются и для украшения изделий, и для соединения деталей.
Руководителю необходимо внимательно подойти к выбору первого изделия. Игрушка должна быть несложной, количество выкроек не более трех. Швов немного. Первую игрушку дети должны сшить быстро и насладиться радостью своего труда.
Начинать следует с простейших игрушек из одного шарика.
Затем можно взять цыпленка, мышонка, снежную бабу, зайчонка, котенка. Эти игрушки выполняются из двух шариков. Например, технология изготовления цыпленка такова. Вырезаем два круга: один побольше (туловище), другой поменьше (головка). Круги прошиваем по краю швом «через край» или «вперед иголку». Затянув нитку получим шарики. Заполняем их ватой и сшиваем. Приклеиваем клюв, гребешок, лапки – цыпленок готов. На основе сшивания двух шариков можно сделать и другие игрушки.
После того, как учащиеся усвоили технологию изготовления игрушек первой сложности, можно перейти к более сложным игрушкам – из 4-6 выкроек. Работы над такими игрушками много и если есть желание у учащихся их можно шить бригадами по 2-4 человека. Бригадная форма работы позволяет в два-три раза сократить время, затраченное на изготовление игрушки, учит детей трудиться коллективно, переживать за работу товарища, позволяет выявить организаторские способности.
Следует обратить внимание учащихся на то, что мягкие игрушки можно выполнить не только из ткани, но и из других материалов. Поэтому несколько часов программа отводит на изготовление игрушек из шерсти, пряжи. Основой для таких игрушек служат помпон и клубок.
Программа предусматривает составление композиций из сшитых игрушек, объединив их по темам. Животные могут встретиться в зоопарке, а птицы на птичьем дворе и т.п. Эта работа способствует развитию фантазии, прививает навыки работы с другими материалами.
Целью занятий – конкурсов является выявление лучших работ. Используется такая форма работа как презентация игрушки, на которой каждый учащийся или группа представляют свою игрушку. Главное в этом конкурсе – оценить каждую работу. Руководитель заранее продумывает за что, по какой номинации будет отмечена каждая работа. Это может быть самая оригинальная, добрая, аккуратная, забавная и т.п. игрушка.
После занятий – конкурсов игрушки экспонируются на классную или школьную выставку.
Большое значение придается выполнению итоговой работы по проектированию собственной игрушки и шитью по своему замыслу. Учащийся должен применить все полученные знания, умения и навыки. Результатом этой работы станет защита проекта и образец сшитой по своему замыслу игрушки. Лучшие проекты можно использовать в дальнейшей работе с новой группой детей.
Несколько часов в программе отводится участию в городских и областных выставках народного творчества, проводимых комитетом культуры и администрацией города и области.
В процессе изготовления изделий учащиеся получают большие возможности для творчества. В этом возрасте дети стремятся к конечному результату, т.е. изготовлению изделия, а так же его оформлению. Им свойственно желание внести что-то новое, украсить игрушку по-своему, ощутить результат собственного творческого поиска. Обращение к изучению народного декоративно-прикладного искусства развивает эстетический вкус, вызывает интерес и любовь к искусству своего народа, а также желание вернуться к этому виду ручного труда.